Нарушения осанки имеют следующие разновидности: плоская спина, круглая спина, кругло-вогнутая спина, боковые искривления позвоночника.
Известно, что на рост, развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды т.е. условия, в которых развивается и воспитывается ребенок. Поэтому родители и родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны постоянно следить за формированием осанки у детей, строго контролировать позу детей при сидении, стоянии, ходьбе. Важное значение имеют своевременное полноценное питание, свежий воздух, массаж, гимнастика, закаливание, подбор мебели в соответствии с длиной тела, оптимальная освещенность.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает напряженное положение во время сна.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре телевизора, работе. Отчетливо ухудшают осанку, особенно у детей со слабой мускулатурой, привычки стоять подолгу на одной ноге; читать лежа на боку или лежа на спине, подложив под голову, большую подушку, носить в одной и той же руке тяжести (портфель, туго набитый книгами, ведро с водой, сумку с продуктами и т.д.), носить по-модному сумку через плечо или под мышкой.
Отрицательно действует на формирование осанки катание на велосипеде в согнутом положении или на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой).
Нередко отрицательное воздействие на осанку оказывают занятия спортом. Так, при занятиях видами спорта, связанными с асимметричными движениями (теннис, бадминтон, фехтование и т.д.), если мало используются общеразвивающие упражнения, могут возникнуть боковые искривления позвоночника.
На формирование осанки школьника большое влияние могут оказать рабочие позы на уроках труда или какой-либо физической работе.
Главным и действенным средством профилактики нарушений осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание, в котором особое внимание следует уделять равномерному развитию и укреплению мышечного аппарата.
Чтобы обеспечить всестороннее физическое воспитание детей, следует включать в их повседневный режим, начиная с раннего возраста, различные элементы физической культуры. Несомненно, что гармоничное развитие мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей в основном обеспечивает удержание тела в вертикальном положении и способствует сохранению осанки.
Не меньшее значение имеет еще и воспитание у детей мышечно-суставных ощущений положения тела и отдельных его частей. То есть в процессе формирования правильной осанки задача состоит в освоении умения дифференцировать ощущения положения отдельных частей тела, степень напряжения и расслабления мышц в покое и в движении.
Формированию осанки во многом способствуют систематические занятия физическими упражнениями и, конечно, спорт.
Восстановить уже нарушенную осанку на общепринятых занятиях физкультурой или спортом уже нельзя. Более того, при узкоспециализированных тренировках в современном спорте, когда общеразвивающие задачи предаются забвению, возможно лишь усугубить нарушения осанки, нанеся тем самым непоправимый вред здоровью ребенка.
Для восстановления нарушенной осанки нужны специальные упражнения. Для их выполнения следует выделять время и проводить занятия не только в детских садах, школах, в домашних условиях, а в первую очередь в условиях реабилитационного центра.
Хотелось бы подчеркнуть, что нарушения осанки могут приводить к серьезным изменениям в организме и поэтому медикам, родителям, воспитателям и педагогам необходимо принимать все меры к формированию у детей правильной осанки и профилактике ее нарушений. А если выявлены дефекты осанки, то проявить максимум терпения и настойчивости в их лечении.
Воздействие на организм солнечными (ультрафиолетовыми) лучами, — один из способов закаливания. Под влиянием этих лучей повышается тонус центральной нервной системы, активизируется деятельность желез внутренней секреции, улучшаются барьерная функция кожи, обмен веществ и состав крови, укрепляются система кровообращения и иммунитет, увеличивается образование витамина D, играющего важную роль в поддержании в здоровом состоянии костей и зубов.
Следует помнить, что детская кожа в силу своих особенностей (снижена способность вырабатывать пигмент меланин), очень чувствительна к воздействию ультрафиолетовых лучей. В связи с этим, в летний период детям первого года жизни противопоказаны прямые солнечные лучи. Для того, чтобы в коже малыша вырабатывалось достаточное количество витамина Д, вполне достаточно прогулок в так называемой «кружевной» тени деревьев, а не на открытом солнце. Дети должны ежедневно находиться на свежем воздухе не менее 2-3 часов. Детям старше 3 лет разрешено пребывание на солнце до 15 минут (при применении солнцезащитных средств до 75 минут).
Кроме возраста, время пребывания на солнце зависит от фототипа кожи ребенка. Существует 5 фототипов кожи, что и определяет основную тактику поведения на солнце:
Таким образом, к группе риска относятся дети со светлой кожей, светлыми глазами, у которых порог чувствительности к излучению низкий и их кожа практически не имеет естественной защиты от солнца.
Неконтролируемое пребывание детей на солнце чаще всего приводит к возникновению фототоксической реакции, а именно возникновению солнечного ожога, который представляет собой острое воспаление кожи в ответ на действие естественного или искусственного ультрафиолетового излучения.
Доказано, что один и более солнечных ожогов в детском возрасте являются значимым фактором в развитии злокачественных меланоцитарных новообразований кожи в зрелом возрасте.
Чрезмерная инсоляция приводит к общему снижению иммунитета и может вызывать обострение или даже манифестацию таких кожных заболеваний, как герпес, атопический дерматит, витилиго, вирусные и грибковые поражения кожи, красный плоский лишай, угревая болезнь, псориаз, розовые угри, себорейный дерматит и др.
Солнцезащитные средства успешно противостоят вредному излучению за счёт включённых в их состав ультрафиолетовых фильтров, которые делятся на физические (минеральные) и химические (органические). В отличие от минеральных, органические фильтры устойчивы к воздействию воды, но, к сожалению, сами могут вызывать аллергию на чувствительной коже детей, особенно если ребенок склонен к аллергическим реакциям.
Большинство детских солнцезащитных средств предназначены детям, которым уже исполнилось три года. Детский солнцезащитный крем должен содержать только минеральный фильтр от UVA и UVB лучей, иметь индекс защиты от солнца (SPF Sun Protection Factor) не менее 25, а лучше 50, не должен содержать химические фильтры, спирт, консерванты. При низкой солнечной активности можно использовать средства с фактором защиты 15-20. Если планируется поездка на южные курорты, то для защиты от солнца рекомендуется средство с SPF 40-50.
Нужно запомнить, что солнцезащитное средство начинает действовать не сразу, а только через 15-30 минут после нанесения, т.е. наносить его нужно примерно за полчаса до выхода из дома. Также не следует забывать, что первые дни на пляже лучше проводить в тени, что позволит коже постепенно адаптироваться, а также не пребывать на солнце с 12 до 16 часов, когда солнечные лучи наиболее агрессивны.
Кроме использования солнцезащитной косметики, следует надевать на ребёнка головнойубор и солнцезащитные очки.
Если ребенок, все таки пострадал от солнца, на нем появились красноватые пятна, отеки, то решить проблему помогут препараты стимулирующие заживление кожи (пантенол –д, квотлан).
Если на месте красных пятен и отека стали появляться пузыри, то к лечению срочно следует присоединить кортикостероидные кремы (Элоком, Локоид). Ребенка нужно поместить в прохладную комнату, обеспечить обильное питье, измерять температуру тела.
При ухудшении состояния ребенка следует незамедлительно обратиться к врачу!
Памятка разработана специалистами ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей»
У детей первых лет жизни ложный круп возникает довольно часто, поэтому родителям нужно иметь представление об этом особом заболевании. Своевременное распознавание симптомов крупа поможет быстрее справиться с этим состоянием.
· Круп – это затруднение дыхания из-за сужения гортани. Чтобы почувствовать, где находится гортань, можно приложить руку к передней поверхности шеи и произнести любой звук – гортань будет вибрировать под вашей рукой.
· Истинным крупом называется воспаление гортани при дифтерии, когда просвет гортани перекрывается плотными пленками. К счастью, благодаря массовой вакцинации во все мире эта грозная тяжелая болезнь в наши дни встречается крайне редко.
· Ложный круп – состояние, при котором ребенку становится трудно дышать из-за отека и сужения дыхательных путей. Причина – вирусная инфекция, которая приводит к отечности слизистой оболочки не только в носоглотке, но и в гортани, трахее. Чаще всего круп вызывает вирус парагриппа. Слизистая оболочка воспаляется под действием вируса, отекает и хотя пленки, как при дифтерии, не образуются, результат выходит тот же – ребенку трудно дышать.
· Часть дыхательных путей в области гортани достаточно узкая, и если слизистая оболочка отекает, она может полностью перекрыть просвет гортани, и воздух не будет попадать в легкие. У детей до 5-6 лет дыхательные пути более узкие, чем у взрослых, поэтому и круп на фоне вирусной инфекции развивается обычно в первые годы жизни, не встречаясь у старших детей и взрослых.
Если у простуженного малыша кашель становится «лающим», а голос осипшим, вдох становится шумным и затрудненным, можно предполагать, что у него развивается синдром крупа.
· Не все дети болеют крупом. Но один или два ложных крупа в младшем возрасте – это обычная ситуация, не вызывающая беспокойства в отношении будущего.
· Что предполагает к развитию крупа? Очевидно, есть дети с особенностями анатомии гортани, дыхательных путей, которые более склонны к этому заболеванию. Нередко кто-либо из родителей у таких малышей в детстве тоже болел крупом. С другой стороны, есть вирусы, которые чаще прочих вызывают круп. Поэтому встреча именно с этими возбудителями инфекций повышает вероятность развития ложного крупа.
· В большинстве случаев ложный круп развивается не более одного или двух раз за всю жизнь. Но есть дети, у которых почти каждое респираторное заболевание осложняется крупом.
· С возрастом вероятность развития крупа снижается, а после 6-7 лет это состояние обычно возникает лишь в особых случаях: у детей с пороками развития гортани и трахей или у детей с аллергическими реакциями (отек гортани у них связан не с вирусной инфекцией, а с аллергией).
Обычно сначала появляются привычные симптомы острой респираторной инфекции, то есть насморк, кашель, возможно повышение температуры. Первые признаки близости ложного крупа возникают или усиливаются к вечеру и ранним утром: это нарастающий сухой «лающий» кашель и осипший голос. Затем вдох становится «шумным» - сначала только во время плача или беспокойства, то есть когда малыш глубже и быстрее дышит. Спустя время при отсутствии лечения эти симптомы сохраняются и в спокойном состоянии.
При крупе малышу трудно именно вдохнуть, то есть вдох получается шумным, с усилием, а выдох остается нормальным. Во время вдоха можно заметить, как втягивается внутрь яремная ямка (углубление в нижней части шеи между ключицами). Этот признак появляется только при выраженном отеке дыхательных путей и является поводом к незамедлительной помощи ребенку.
· Итак, основные три признака развития ложного крупа у ребенка – это осиплость голоса, грубый «лающий» кашель (его ни с чем не спутаешь!) и шумное дыхание. У ребенка с вирусной инфекцией (с насморком) обычно эти симптомы появляются внезапно ночью или под утро.
· Если это случилось у вашего ребенка, прежде всего, нужно успокоить себя и ребенка, потому что при волнении, плаче мышцы гортани сжимаются, и дышать становится еще тяжелее.
· Вызовите «Скорую помощь»!
· Чтобы облегчить состояние, можно приложить холодное к передней поверхности шеи. Можно открыть окно. Может несколько помочь паровая ингаляция.
· Однако эти средства помогают не всем и, кроме того, процедура может потратить драгоценное время!
· Если вам уже приходилось встречаться с таким состоянием, скорее всего, у вас дома есть небулайзер, будесонид для ингаляций и четкая инструкция от педиатра о последовательности ваших действий.
· Если же это не так, и ситуация для вас новая, вызывайте бригаду скорой помощи, не тратьте время на наблюдение за ребенком.
· Обычно при крупе врач назначает специальные ингаляции гормональным препаратом. Пусть вас не пугает слово «гормональный», потому что этот препарат действует только местно – в дыхательных путях, устраняя воспаление, и никакое другое лекарство при ложном крупе не будет таким эффективным.
· В тяжелых случаях врач введет ребенку гормональный препарат *преднизолон или дексаметазон) внутримышечно. Не тревожьтесь по поводу побочных эффектов, потому что короткие курсы лечения гормональными препаратами безопасны, при этом в таких ситуациях они спасают жизнь!
· Если вам предлагают госпитализировать ребенка, не отказывайтесь, потому что после временного облегчения нарушения дыхания могут повториться!
Даже если вы опытный родитель, умеете справляться с ложным крупом у ваших детей, нужно помнить, что есть состояния, которые можно спутать с ложным крупом. К ним относится, например, воспаление надгортанника (хряща, который закрывает гортань при глотании). Эта болезнь называется эпиглоттитом: температура у ребенка поднимается обычно выше 39 градусов C, беспокоит боль в горле, с трудом открывается рот, появляется слюнотечение (проблемы с глотанием). В этом случае гормональные препараты не помогут. Ребенка нужно срочно госпитализировать, причем транспортировать его необходимо в присутствии медицинского персонала, в положении сидя, не причиняя никакого дискомфорта, чтобы уменьшить его волнение. При воспалении надгортанника ребенка кладут в больницу и лечат антибиотиками. Но эта болезнь встречается редко, а ложный круп вызывают вирусы, поэтому в подавляющем большинстве случаев антибиотиками круп лечить бессмысленно.